| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Мир без людей и слов (кино)

Автор:  Еремина Полина


Фильм: Два года в море/Two Years at Sea
Год: 2011
Страна: Великобритания
Режиссёр: Бен Риверс
Жанр: экспериментальное кино

В то время, когда слова утрачивают свою ценность, британский режиссёр Бен Риверс решает полностью исключить их из текста. Только естественный шум среды – шуршание листьев, пение птиц, звук льющейся воды. 

Бен Риверс исключает из своей работы цвет и постановку. Пульс фильма едва можно прощупать, автор  заставляет фокусироваться на каждом движении, которое происходит в кадре. Длинные планы почти статичны, лишь едва уловимые движения - заваливающегося дерева, например, заставляют полностью уйти в зрение в надежде уловить знак, оставленный режиссёром, как подсказку. Отдельным явлением и языком этого фильма становиться 16-ти  миллиметровая черно-белая пленка – с дефектами, царапинами.

1.png 

В центре картины «Два года в море» - аскетичный мужчина, с седой головой и растрепанной, давно запущенной шевелюрой. Нет, он не стар – его лицо не испещрено морщинами, в нем еще достаточно сил, но совсем нет жизни. Он существует инертно – спит, разбирает старые вещи, курсирует между своим полузаброшенным домом и таким же вагончиком трейлера. Обстановка дает понять – раньше он жил здесь не один. Но теперь людей вокруг нет. Изредка Риверс показывает нам лишь фотографии.
Главного героя зовут  Джейк Уильямс и все, что происходит в кадре его жизнь. Жизнь человека, исключившего себя из социума.
 
2.jpg

Трудно сказать, кому Риверс отводить главное место в картине – герою или природе. Величавая, мистическая тайга, окружающая героя, живет с ним на равных. Джейк мимикрирует.
И природа, и мужчина – как будто бы не совсем реальные. Так, режиссер упускает в жизни героя многое, но только не сон, ведь именно во сне он становится ближе к этому манящему и пугающему миру, где ландшафт не просто фон, а живое существо.

3.jpg 

Параллельность действительности этого, на первый взгляд, абсолютно реального мира Риверс подчеркивает отражением в зеркалах – там то бегут облака, то безмолвно стоит темный хвойный лес.  Удвоение усиливает и без того мощное впечатление от почти нетронутой природы. 

4.jpg 

Бен Риверс – наблюдатель, его фильмы -  это почти документалистика, но факты здесь не играют никакой роли. Его реальность немного смещается и это дает уникальный эффект – инфернальный мир, где зритель становится наблюдателем внутри картины. 

Не всегда понятно, какая деталь оказалась случайно – частью документального кино, а какая брошена Риверсом как важный эмоциональный якорь.  Попытки разобрать каждый кадр до мелочей держит в напряжении.

У фильма нет сюжета, диалогов и бешеной динамики. Одинокий человек проживает свою жизнь в единении с природой, порой укрощая ее, порой подчиняясь ей. Есть в этом что-то необъятное, не поддающееся объяснению. Ты просто чувствуешь силу, исходящую от этих мест и понимаешь – человек им не хозяин.
 
5.jpg 

Финальная сцена словно развенчивает сомнения о реальности происходящего – в глазах мужчины, сидящего перед костром, мелькают тревожные мысли. Он выписан из социума, но природа никогда не будет  говорить с ним на равных. Здесь он просто одинокий гость. Он проваливается в сон.



Дополнительный материал

Джек Уильямс не в первый раз становится героем фильмов Риверса. На 5 лет раньше – в 2006, Бен Риверс снимает короткометражку с Джейком «Это моя земля». Знакомство с диковатым отшельником так поразило режиссера, что тот стал героем дебютного полнометражного кино Риверса.Джейк Уильям уже 40 живет в тайге, ведет незатейливое хозяйство и перебивается мелкими заработками. 
  Хотя «Два года в море» - кино о реальной жизни аскета Джейка, документальным его назвать сложно. Слишком уже нереально происходящее в кадре, длинные планы объединяются в один непрерывный поток сознания.
Почему Джейк здесь? Кем он был раньше? О чем он думает и где разворачивается действие? Все эти вопросы возникают и исчезают в этом потоке.