| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

13.06.2017

Глобус Америки вместо атласа мира (кино)

Автор:  Креслинг Павел


«Документалистика сегодня!» («Documentary now!»)
2015-2016 гг. (2 сезона)
Режиссёр: Риз Томас
Страна: США

Каждый эпизод «Документалистики сегодня!» пародирует американские документальные фильмы разных жанров и разных лет: от криминального расследования «Тонкая голубая линия» до концерта группы Talking Heads «Stop Making Sense», от немой черно-белой ленты 1922 года «Нанук с севера» до модных короткометражек канала «VICE» - единственным исключением стал «Голливуд», многосерийная история фабрики грёз, снятая в Британии.
 
Документалистика - жанр не самый массовый, и кажется неочевидным объектом для пародий. Однако зрителю, не знакомому с оригинальными фильмами, в любом случае должно быть смешно: комедийная манера исполнителей большинства ролей Фреда Армисена и Билла Хейдера заставляет вспомнить об их заокеанских коллегах из Монти Пайтон (а Хейдер и вовсе похож на молодого Джона Клиза), что вполне говорит и о качестве юмора, и о его некоторой специфичности. Другое дело, что знание контекста может сделать этот смех более осмысленным.
 
  1.jpg

Во-первых, авторы «Д.С.!» зачастую пародируют сами обстоятельства создания того или иного фильма. Стоит, например, узнать, что «Нанук с севера» можно назвать документальным лишь с оговорками – для нужного кадра режиссер Роберт Флаэрти в числе прочего просил эскимоса Нанука (чье настоящее имя звучало как Аллакариаллак) попробовать на зуб грампластинку, будто он видит её впервые, или поймать тюленя (уже, кстати, мертвого) с помощью первобытных орудий, при том, что эскимосы уже тогда были знакомы с граммофоном и дробовиком – и пародийный эпизод про северного жителя Пиписяя, который, исполняя веления белого человека с камерой, начинает вдруг зваться Кунук и вести себя, как капризная голливудская звезда, становится не только смешным, но и понятным.
 
  2.jpg

Во-вторых, создатели «Д.С.!» скрупулёзно и с большой любовью воспроизвели стиль оригинальных фильмов: режиссёрскую манеру, операторские приёмы, свет, цвет, темп и даже музыкальное сопровождение. Для съёмок пародии на тот же «Нанук», авторы сериала раздобыли линзы образца 20-хх годов, а для эпизода, отсылающего к концерту Talking Heads, написали музыкальную программу и не поскупились на массовку в тысячу человек.
 
Уверенно опираясь на оригинальный материал, авторы «Д. С.!» умудряются построить на нём собственные сюжеты: «Серые сады» братьев Мэйслес, лиричная история о двух чудаковатых женщинах, превращается в знатный хоррор, их же производственная драма о продавцах библий «Коммивояжер» - в рассказ о напряженном противостоянии продавцов глобусов и атласов, а биография группы Eagles - в притчу о том, как плохим хорошо, а хорошим плохо.

3.jpg  

При этом пародируемые фильмы в большинстве - знаковые представители того или иного жанра документалистики: Роберт Флаэрти на много лет вперёд задал тенденции этнографического кино, фильм-концерт Talking Heads критики называли лучшим образцом жанра, а две пародируемые в сериале работы братьев Мэйслес были одними из основополагающих для направления «direct cinema». Намеренно или нет, авторы «Д.С.!» создали своеобразную энциклопедию жанров, историю развития документального кино, но документального кино американского, со своими характерными чертами – и этим, кажется, себя ограничили.
  
Понятно, что американский кабельный канал хочет быть максимально близким и интересным местному зрителю. Но замахнись авторы сериала чуть шире, возьми бы в оборот Вертова, Херцога, Оппенхаймера и кого угодно ещё из мировой документалистики – они бы вряд ли сильно выиграли или проиграли в просмотрах, зато получили бы явление поистине общекультурного масштаба. 

Тем более, рабочее название сериала «Американская документалистика» авторы сознательно изменили на «Документалистика сегодня!» - так и рисовали бы документальный атлас мира, вместо того, чтобы лепить глобус Америки.


Доп. материалы

Сериал, вышедший на американской кабельном канале IFC, создали резиденты комедийного шоу «Saturday Night Live» Риз Томас, Сет Майерс, Фред Армисен и Билл Хейдер. Последние двое выступили в качестве сценаристов и исполнили большинство ролей. Своеобразным манком для зрителей стала актриса Хеллен Миррен, которая в роли конферансье секунд на тридцать появляется в начале каждой серии. 

Билл Хейдер дебютировал на SNL в 2005 году, и за это время пародии, в основном на известных людей (Джона Малковича, Аль Пачино, Джулиана Ассанджа и других), стали одной из его главных специализаций. В 2012 году был номинирован на «Эмми» как лучший актер второго плана в комедийном сериале, став вторым после Эдди Мёрфи членом команды SNL мужского пола, получившим номинацию. 

Фред Армисен, участник SNL c 2002 по 2013 годы, помимо карьеры комика и артиста, на протяжении 30 с лишним лет играет на ударных, а сейчас выступает с группой на вечернем телешоу Сета Майерса. И Хейдер, и Армисен известны отечественному зрителю главным образом по эпизодическим ролям в американских комедиях, ставших жертвами беспощадного российского нейминга: «Пол: Секретный материальчик», «SuperПерцы» или, например, «Двойной КОПец». 

Однако конкретно у Армисена есть и более знаковая роль в своего рода культовой комедии «Евротур»: многие без труда вспомнят его роль похотливого итальянца в поезде, произносящего лишь одну фразу «Экскюзи!»

В США каждый эпизод «Д.С.!» собирал у экрана в день показа от 90 до 250 тысяч зрителей, а сам сериал уже официально продлён на третий сезон, в России же он вышел полулегально в переводе студии Ozz.Tv, и редкая серия по общему числу просмотров и скачиваний превышает показатель в полторы тысячи.