| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

И вновь начинается резня (кино)

Автор:  Креслинг Павел


«Фарго», 3-й сезон.
Режиссёр – Ноа Хоули.
2017 г.

Эммет Стасси (Юэн МакГрегор) – преуспевающий бизнесмен, «король парковок» Минессоты. Рэй Стасси (Юэн МакГРегор) – его брат-близнец, инспектор по досрочному освобождению в потасканной кожаной куртке. Братья долгие годы не в ладах из-за отцовского альбома ценных старинных марок, завещанных когда-то Рэю, но ставших основой благополучия Эммета. Желая похитить последнюю марку из альбома, чтобы раздобыть денег на кольцо будущей невесте (и бывшей уголовнице Никки Сванго в исполнении Мэри Элизабет Уинстед), Рэй отправляет в особняк Эммета одного из подопечных, наркомана-рецидивиста. Но по воле злого рока и вследствие безмерной человеческой глупости многое в итоге идёт не так, и на сцене появляется, с одной стороны, полиция, с другой – всесильные злодеи, словно только что из преисподней. Начинается резня.

1.jpg

Третий сезон, являясь частью киновселенной «Фарго», сохраняет атмосферу и характерные черты что предыдущих двух, что оригинальной картины братьев Коэн. Начать хотя бы с фирменных заснеженных пейзажей Миннесоты и долгих планов в холодных тонах – здесь этого в избытке, но планы стали, кажется, еще продолжительнее, а цвета – особенно блеклыми, в пику общему настроению сезона, в котором меньше огнестрельного драйва, но больше безысходности и страха перед непобедимым злом. Ещё, в отличие от стилистических стабильных первых двух сезонов, здесь есть неожиданные режиссерские решения – события одного из эпизодов происходят в солнечном Лос-Анжелесе, и мало того, что сняты в ярких и насыщенных тонах, но ещё разбавлены анимационными приключения робота Мински.

2.jpg

Костяк главных героев условно тот же, что и раньше: умный и принципиальный полицейский (Глория Бёргл в исполнении Кэрри Кун), инфернальный злодей (В.М. Варга - Дэвид ТьюлиС) и пара профессиональных головорезов (которые на этот раз работают вместе и непостижимым образом напоминают Воланда с Фаготом и котом Бегемотом), а также глуповатые, но незлобные провинциалы, чьи простодушие и недалекость в итоге запускают кровавый маховик.

И если Бёргл со своей принципиальностью, аналитическим умом и беззаветной любовью к семье смотрится закономерным преемником Мардж Ганденсон, а также Молли и Лу Солверсонов (полицейских из предыдущих частей), отличаясь от них разве что какой-то печальной растерянностью, то Варга, пожалуй, перещеголял всех злодеев киновселенной. Худой, страдающий булимией, с гнилыми зубами, он никого не убивает собственноручно, только раздаёт приказы - но в его манере держаться, в многочисленных циничных монологах есть что-то демоническое.

3.jpg

Эти же монологи отражают центральную тему третьего «Фарго» - феномен «постправды», обстоятельства, при которых объективные факты оказываются менее значимыми, чем спекуляция на эмоциях. Так, пытаясь вести расследование, Глория Бёргл сталкивается с сопротивлением туповатого и властного шефа, который опровергает очевидные улики, например, тем, что «видел, как умирали на войне наши парни», а Варга с помощью нехитрых историй запугивает окружающих, поворачивая реальность в нужную ему сторону. На этом же построена первая сцена допроса, которая задаёт тон всему фильму, и финальное противостояние главных героев: у каждого из антагонистов своя точка зрения на исход событий, но сообщать, кто в итоге оказался прав, авторы не стали – потому что никакой правды нет, и важно только то, кому вы поверите.

_____________________


4.jpg

Временами новый «Фарго» доходит до самоцитирования – и это всегда такой тайный сигнал для узкого круга посвященных (а не признаком того, что «сценарист сдулся», как твердят на форумах). Когда, например, проезжающая по зимней дороге семья становится свидетелем кровавой разборки – один из злодеев отправляется за ними в погоню, и на этом сцена обрывается. Но мы прекрасно знаем из коэновского «Фарго», что произойдёт дальше, и авторы сериала подтвердят наши догадки лишь коротким кадром. Хватает здесь цитат из других фильмов Коэнов, будь то «Бартон Финк» или «Серьёзный человек», но самой сильной в этом плане (да и вообще в фильме) станет сцена в боулинге из 8-го эпизода, где непостижимым образом встречаются «Большой Лебовски» и линчевский «Твин Пикс».