| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

11.08.2017

Изображая жертву (кино)

Автор:  Креслинг Павел


«Башня»
Документальный, анимация.
США, 2016 год.

1 августа 1966 года 23-хлетний американец Чарльз Уитмен убил мать и жену, закупил в оружейном магазине целый арсенал, и, взяв с собой 16 литров воды, 14 банок консервов, булочки, 600 патронов и прочий инвентарь, забаррикадировался на вершине 28-этажной башни Техасского университета, откуда начал стрелять по прохожим из снайперской винтовки. Он убил 16 и ранил 32 человека, и в течение полутора часов держал в страхе весь университетский кампус, пока его не застрелили пробравшиеся в здание полицейские.
   
Посвященный этим событиям фильм «Башня» режиссёра Кита Мейтланда снят в непривычном пока жанре документальной анимации: он совмещает архивные съемки с мультипликационными кадрами, которые воссоздают события со слов очевидцев и жертв бойни «Техасского снайпера». Авторы фильма опросили более 100 свидетелей инцидента, выбрав для фильма около десятка интервью.

Первая жертва Уитмена, на тот момент 18-летняя девушка на восьмом месяце беременности, рассказывает, например, о том, как больше часа пролежала под палящим солнцем рядом с телом своего жениха, смертельно раненного вторым выстрелом, и старалась не шевелиться, чтобы снайпер её не добил; полицейский вспоминает о том, что вообще не собирался 1 августа на дежурство, но в итоге всадил в Уитмена весь барабан шестизарядного револьвера, а одна из бывших студенток признаётся, что ощущала необходимость помочь раненным, но не решилась выйти из укрытия.

1.jpg

Самого Уитмена в фильме не показывают вообще, если не считать детской фотографии в самом конце - он здесь, скорее, воплощает абстрактное зло, смертельную опасность. Автору «Башни» важнее истории о том, как перед лицом этой опасности ведут себя люди: герои подробно рассказывают, как они оцепенели от ужаса, или бросились на помощь, не успев ни о чем подумать, или убежали, но чуть погодя вернулись, а потом всю жизнь корили себя за то, что эти минуты промедления стоили жизни напарнику.

Анимация позволила Мейтланду показать эти истории зрителю – с некоторой долей условности, конечно: сцены были воссозданы с участием актеров и отсняты на заднем дворе дома Мейтланда, и затем этот материал был превращен в анимацию путем обрисовки кадров киноплёнки. На фоне при этом звучат голоса самих героев (их реальные монологи, прочитанные актерами, но тем не менее), и когда история спасения лежащих на площади раненных вдруг сменяется архивными съемками этого же эпизода – невольно содрогнешься от понимания того, что всё то было на самом деле.

2.jpg

Постепенно нам показывают и самих героев – какими они стали сегодня. Для многих из них это событие осталось главным жизни даже спустя полвека – судя хотя бы по тому, что у радиоведущего, который вёл 1 августа прямой эфир прямо с университетской площади, и сейчас дрожит голос, когда он вспоминает о моменте, когда его коллега узнал о гибели внука.

3.jpg

Заканчивается фильм кадрами из новостных сюжетов о стрельбе в школе Колумбайн, кинотеатре в Колорадо, летнем лагере в Норвегии и других подобных эпизодах – с одной стороны, инцидент в Техасском университете оказался одним из первых «терактов» как таковых, став, помимо прочего, толчком для создания в США подразделения SWAT, хорошо вооруженного полицейского спецназа. И для нас сегодня, как это ни печально, подобные новости стали чем-то почти привычным, но мы хотя бы знаем, что в какой-то момент приедут люди на броневиках и попытаются урегулировать ситуацию. Для героев же «Башни» это была ситуация, когда помощи ждать неоткуда и что делать – совершенно непонятно. Тем ценнее наблюдать, как один из героев, добежав зигзагами до университетской колонны, показывает из-за укрытия средний палец – то ли снайперу, то ли своему страху, то ли самой смерти.

___________________

Режиссер
Режиссёр Кит Мейтланд, уроженец Техаса, впервые услышал историю о стрельбе в университете в седьмом классе, от своего учителя истории, который сам был очевидцем событий. Окончив тот самый Техасский университет, Мейтланд стал собирать материал для фильма в 2006 году, в 40-годовщину событий. Основой для сценария послужила статья «96 минут» журналистки издания «Texas Monthly» Памелы Колофф, которая, после короткого разговора с режиссером во время ланча, стала исполнительным продюсером фильма.

Техника
Анимация в фильме выполнена с помощью техники ротоскопирования, когда мультипликационный фрагмент создаётся путем обрисовки кадров киноплёнки, что позволяет сохранить естественность и реалистичность движений при некоторой условности рисунка. В меру внятное и подробное видео о том, что представляет собой эта техника, как она появилась и к чему пришла на сегодня: https://youtu.be/wAcGZdW6YXE