| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

01.09.2017

Кибервойна и мир (кино)

Автор:  Креслинг Павел


«Уязвимость нулевого дня» («Zero Days») 
Документальный, режиссёр: Алекс Гибни 
США, 2016 год

В 2009 году вирус Stuxnet атаковал компьютерные системы иранского завода по обогащению урана в Нетензе, выведя из строя чась оборудования и практически остановив иранскую ядерную программу. Ответственность за инцидент никто так и не взял, но, по неофициальным данным, это была совместная операция американских и израильских спецслужб. Так или иначе, случай называют первым эпизодом наступательной кибервойны – войны, которая ведётся в виртуальном пространстве, но может к привести к разрушениям и катаклизмам в реальном мире. 
 
1.jpg

Режиссёр Алекс Гибни известен как автор разоблачительных и крайне актуальных документальных фильмов – героями его расследований становились основатель агентства Wikileaks Джулиан Ассанж, участник одного из крупнейших допинговых скандалов велогонщик Лэнс Армстронг, а самой известной работой можно считать картину 2015 года «Наваждение», в которой Гибни показывает всю подноготную американской церкви саентологов. В этот раз режиссер взялся за тему кибервойны и кибероружия – которые до недавнего времени были терминами из научной фантастики, но очень быстро входят в актуальную повестку. 

2.jpg 
 
В фильмах Гибни поражает его журналистский талант - умение найти источники, разговорить собеседников, поднять темы, на которые никто особенно общаться не хочет, и выстроить цельную и внятную картину. Главную работу он проводит еще до создания картины, а сам фильм, как правило, становится лишь иллюстрацией тщательно упорядоченных фактов – говорящие головы, несколько архивных кадров, снятые с помощью дрона пейзажи в качестве перебивки, тревожная, но не слишком навязчивая музыка – и так далее.  

И картина «Zero Days» едва ли стала исключением – Алекс Гибни разворачивает перед нами захватывающую историю, умудряясь простым человеческим языком, пусть и с помощью сторонних спикеров, рассказать о создании и принципе работы компьютерного вируса. Нам поочередно показывают сотрудников секретных ведомств, хакеров и разного рода компьютерных специалистов, которые вещают о виртуальных войнах. Бывшие государственные служащие в какой-то момент как один начинают твердить «я не могу об этом рассказывать», и Гибни сообщает из-за кадра: «Это начало меня раздражать» - и находит анонимные источники, которые вроде бы доказывают причастность Америки и Израиля к известной кибератаке.

3.jpg 
 
Часть фильма посвящена истории иранской ядерной программы и проиллюстрирована съемками со станции в Нетензе и новостными сюжетами местного телевидения, другой эпизод рассказывает о, так сказать, кибер-политике США в период правления разных президентов, и мы видим на экране очередное выступление Буша или Обамы. Все это чаще, чем хотелось бы, перемежается кадрами с бегающими цифрами в духе «Матрицы», фрагментами кода, и загадочно мигающими серверами – но оно и понятно, как ещё проиллюстрировать рассказ о путешествии вируса в недра компьютерной системы атомной станции. 

4.jpg 
 
К сожалению, Гибни несколько зациклился на истории вокруг вируса Stuxnet и то ли не смог, то ли не захотел пойти дальше – и хоть нас в конце подводят к выводу о том, что кибероружие может обернуться для человечества серьезными проблемами, его фактически невозможно контролировать, и с этим нужно что-то делать, но всё это вновь и вновь возвращается к взаимоотношениям США, Израиля и Ирана. Хотя сейчас, когда политические радикалы всех сортов постигают азы боевых действий в сети, большинство государств, в том числе и Россия, создают подразделения для защиты от кибератак, а хакеров одной страны обвиняют во влиянии на выборы в другой – это тема для куда более широкого и неприятного разговора. 


 

Термином «Уязвимость нулевого дня» (0day или zero day) обозначают неустранённые уязвимости, а также вредоносные программы, против которых ещё не разработаны защитные механизмы, имея в виду, что у разработчиков было 0 дней на исправление дефекта: уязвимость или атака становится публично известна до момента выпуска производителем исправлений. 
Фильм в числе 15 других картин попал в шорт-лист премии «Оскар», но так и не стал номинантом.