| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Футбол, деньги, два ствола... (театр)

Автор:  Кулакова Екатерина


Центр современной драматургии, Омск
В. Шергин «Стрелять надо в голову»
Режиссер – Ярослав Максименко
Премьера состоялась 17 августа 2017

Эти ребята встали и ушли из омского ТОП-театра, всей труппой, и за три недели открыли свой театр в помещении бывшего стрип-клуба.

Светлана Баженова и ее молодая команда доказали, что возможно все, главное верить в свои силы и очень-очень мечтать о том, чтобы заниматься любимым делом, которым теперь для них стал омский Центр современной драматургии. Театр открылся премьерой криминальной комедии Валерия Шергина «Стрелять надо в голову». Этот репертуарный выбор навеян необычным залом нового театра: кожаные диваны, столики с красными скатертями, бар, маленькая сцена, центральным элементом которой является массивный пилон, уходящий ветками-подпорками под купол строения (из-за этой конструкции клуб когда-то и был назван «Шатром»). Для того чтобы перенестись в атмосферу корпоратива криминальной банды, не потребовалось никаких сценографических решений  - зачем декорации, если мы находимся в зале, где с 90-х местные омские мафиози решали свои задушевные дела?

Название, которым театр открывается – многое говорит о творческом коллективе, и, выбрав пьесу Шергина, ЦСД говорит о том, что готов работать с массовым зрителем, быть популярным и актуальным, и даже привлекать в театр не театральную публику.

Актерский состав подобрался яркий: самые популярные молодые артисты пяти омских театров объединились для того, чтобы дать старт Омскому ЦСД.  История начинается так: Босс, чудом спасшийся от выстрела киллера, приходит на сбор своей банды, чтобы выяснить, кто предатель. Босс в пьесе Шергина весьма изобретательная личность: он предлагает судьбе решить кто прав, а кто виноват, в створе револьвера шесть патронов, а подозреваемых – семеро. Начинается игра в русскую рулетку. Кто-то обязательно выиграет право жить. Босс в исполнении Ивана Курамова – уникальный, притягивающий лидер. Его голос, звучный, глубокий, с напором призывает играть своим по правилам.

Параллельно со смешной, страшной, задорной и динамичной игрой в рулетку, развивается вторая линия сюжета, на первый взгляд не связанная с историей Босса: двое братьев взяли последний заказ – они сработают киллерами, а на полученное вознаграждение откроют интернет-магазин и соскочат с криминальной дорожки. Работа у киллера скучная - сиди и жди сигнала, и братья маются от скуки в бабкиной квартире, попутно выясняя отношения между собой. Снайперы буквально находятся «над» ситуацией в банде – они сидят на «втором этаже», на конструкции крыши-шатра и наблюдают за происходящим. 

И все это разворачивается на фоне эпохального события – чемпионата мира по футболу 2008 года, в тот самый день, когда наша команда вдруг добралась до невиданных высот в турнирной таблице, и Россия обошла Голландию. На фоне всенародного ликования  и разворачиваются две сюжетные линии: Босс избавляется от своей банды, а браться-снайперы решают начать новую жизнь. 

Режиссер Ярослав Максименко решает спектакль в стиле так популярных недавно вечеринок а-ля мафиози. Пространство и сюжет, вдохновленные не то Тарантино, не то Гаем Ричи. 
Братья: старший (Владимир Кин) и младший (Дмитрий Исаенко), в отличие от других персонажей пьесы имеют возможность раскрыть своих персонажей, показать их глубину– казалось бы, обычные пацаны, немного приблатненные, медленно доходят до осознания того, что жить надо по-другому, что их прошлые принципы не работают, и надо искать новые «темы». В «снайперских» сценах ритм спектакля замедляется, позволяет разглядеть человека, а вот в сценах «Русской рулетки» повествование летит стремительно.
 
1.jpg
Босс – Иван Курамов, Последний - Егор Лябакин, Пацифист – Евгений Хохлов, Старый – Егор Уланов, Смешной – Антон Булавков, Нулевой – Дмитрий Керн 

В финале режиссер заигрывает с необратимостью смерти: события повернулись вспять, мы видим будто бы кадры из фильма, воспроизведенные в обратной последовательности: вот воскресают убитые члены банды, вот Босс, несущий с собой свой гнев и разрушение, исчезает в дверях клуба…

Пьеса «Стрелять надо в голову» - залог успеха первой премьеры ЦСД, она будто написана для этого зала. Сегодня, когда репертуар театра постоянно пополняется новыми спектаклями, можно сказать, что этот спектакль - безусловный хит, на него ходит как театральная публика, так и суровые «братки», бывшие посетители стрип-бара. Получается, что современная драматургия – это и есть искусство, которое объединяет.

Дополнительно:
Валерий Шергин, драматург, автор пьесы «Стрелять надо в голову» о том, повлияет открытие ЦСД на театральную жизнь Омска:
Появление таких площадок никак не сказывается на жизни других театров и их репертуарной политике: современной драматургии как ставили мало, так и будут ставить мало в других театрах. ЦСД даёт только возможность современным драматургам появиться в городе. Наверное, есть зрители, которым такой площадки не хватало - вот они и будут ходить. Если ЦСД будет разговаривать со своей аудиторией, то это воспитает зрителя и появится новая тусовка. Ну, так это произошло, например, в Екатеринбурге и в Ижевске. А те, кто считает, что современной драматургии не существует, будут ходить в другие театры и скорее всего не изменят своё мнение. Говорить о том, что появился ЦСД, и теперь поменяется отношение к современной драматургии у других театров нельзя, потому что так не будет.