| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2017

Мы ровесники (литература)

Автор:  Кулакова Екатерина


Ярослава Пулинович «Победила я»
Редактор: Роман Сенчин
Издательство: Кабинетный ученый, 2017

Каждый наверняка видел спектакль по пьесе Ярославы Пулинович, ну или хотя бы по ее инсценировке. Пулинович – молодой драматург, которая стала известна всей театральной России в один миг, ее прославила пьеса-монолог «Наташина мечта». После была еще одно монопьеса «Победила я», успех этих произведений на несколько лет заразил всю драматургическую Россию вирусом пьес-исповедей. Сколько их было написано! Даже Николай Коляда, кстати, учитель Ярославы Пулинович, в своих советах для молодых драматургов, участвующих в конкурсе «Евразия» предупреждал, что монопьес стало слишком много. Популярность первых работ Ярославы Пулинович пошла на пользу автору – одна за одной ее пьесы неизменно принимали к постановке театры и России, и мира. Долго только не выходил авторский сборник, но вот в 2017 году дождались – издательство «Кабинетный ученый» выпустило книгу «Победила я».

Сборник «Победила Я» - это путь из восьми текстов, нарушающий хронологию написания, но создающий новые связи между произведениями Пулинович. Пьесы в сборнике  расположены в соответствии с тем, как взрослели герои Ярославы: от двух шестнадцатилетних Наташ из знаменитых пьес-монологов до 76-летней героини «Земли Эльзы». А между этими точками пролегли различные стадии взросления, поисков себя, зрелости, постепенного угасания – т.е. разворачивающаяся в современных декорациях человеческая жизнь.

Сюжеты Ярославы Пулинович зачастую мелодраматичны. Две пьесы о театре «Как я стал» и «Хор Харона» удачно оказались рядом. Их герои ровесники: Саше, который обещает написать пьесу для старой, позабытой всеми артистки тюза, 24, а артистке хора Настеньке, которая мечтает быть солисткой, 25. Герои – оба запутались в своих эгоистичных побуждениях реализоваться, развлечься, достичь какой-то сомнительной цели, не считаясь с моралью, забыв про элементарный такт, теряют близких и оказываются наедине с последствиями своего разрушительного поведения. Они могли бы составить гармоничную пару, если бы не были разведены по двум параллельным вселенным разных пьес.

Драматург потрясающе умеет слышать и фиксировать живую речь самых разных социальных групп. Не смотря на то, что Пулинович представитель уральской драматургической школы и ученица Николая Коляды, ей чужда излишняя чернушность и телесность. Пулинович в своих тестах точно ставит диагнозы обществу, но все же главным для нее остается человек. Она умело совмещает в одном повествовании и героев глубоких, развивающихся, и масочных героев, т.е. социальные штампы, которые упрощают изображаемую среду, делает ее более обобщенной. 

Самая свежая пьеса автора «Тот самый день» оказалась в центре сборника. Главная героиня пьесы Маша идет на поводу престарелой матери, желающей иметь внуков, женщина отправляется в путешествие по барам с «высокой» миссией забеременеть хоть от кого-нибудь. Уйдет Маша ни с чем, позабыв и о себе, и о матери, в какую-то волшебную страну, где нет надобности соответствовать каким-то общественным нормам… «Тот самый день» - новый виток творчества автора, пьеса начинается как бытовая, социальная, но вскоре героиня попадает в сказочный, шаржевый волшебный мир российского «п****ца». Машка тут напоминает героиню «Страны ОЗ», но не литературную, а киношную, из комедии Василия Сигарева, она также встречает на своем пути персонажей мистических, но вполне понятных сегодня. Вокруг современная Россия, которая стала жить по странным и нелогичным правилам, тут смешалось все: и неистовые молитвы за судьбу родины, и продажные депутаты, и гейская свадьба, и добрые гопники… Маша, человек, будто бы из другого мира, созерцает весь этот доведенный до абсурда мир, так и не добирается до «той самой» цели, за которой она отправилась навстречу приключениям.

Сборник пьес «Победила я» - это портрет поколения нынешних тридцатилетних и предощущение того, что ждет нас всех дальше: рефлексия и сожаление об ошибках прожитой жизни («Сомнамбулизм», «Жанна»), а после счастливая и смелая старость, когда наконец-то получится быть собой («Земля Эльзы»). Ярослава Пулинович тонко понимает природу чувств своих героев, изображает современную жизнь и люмпенов, и интеллигенции. Тексты Пулинович честные, про нас. 

Дополнительно:

1.jpg
    На обложке сборника фотография актрисы Елены Гориной, исполнительницы главной и единственной роли в спектакле «Наташина мечта», выпущенном в 2011 году в рамках режиссерской магистратуры Школы-студии МХТ в Центре им. В. Мейерхольда. Спектакль стал участником российских и зарубежных фестивалей, а Елена Горина неоднократно становилась лауреатом премий за лучший дебют и лучшую женскую роль.