| Ru | En |
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»

Cобытия

Ежегодно Фонд «ПРО АРТЕ» организует около 250 событий. Лекции, мастер-классы, выставки, концерты, конференции и творческие встречи проводятся не только в залах ПРО АРТЕ в Петропавловской крепости, но и в музеях, галереях, концертных залах и библиотеках Петербурга. Многие события проходят в Москве, Красноярске, Петрозаводске, Выборге и других российских городах.

10-е состязания композиторов "Пифийские игры"

25.04.2014 - 26.04.2014

Место проведения:
Новая сцена Александринского театра (наб. р. Фонтанки, 49 А)

 10-е состязания композиторов "Пифийские игры"

Новая сцена Александринского театра
Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства
Фонд «ПРО АРТЕ»

при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации  
Комитета по культуре Санкт-Петербурга

10-е состязания композиторов "Пифийские игры"

25 и 26 апреля 2014, начало в 20:00
Новая сцена Александринского театра (наб. р. Фонтанки, 49 А)


Все сочинения пишутся для eNsemble и Пифийсиких игр
Все сочинения исполняются анонимно
Публика голосованием определяет победителя

Состязания композиторов «Пифийские игры» проходят в форме двух концертов, посвященных определенным темам. На каждом концерте исполняются 5 сочинений 5-ти композиторов – 5 интерпретаций этой темы. Все произведения пишутся специально для eNsemble и Пифийских Игр. На концерте сочинения исполняются анонимно, без объявления имен авторов. В заключительной части концерта публика голосованием (с помощью специальных бюллетеней) выбирает наиболее понравившийся опус, и после этого объявляется авторство. Композитор, чье сочинение получает наибольшее число голосов, становится победителем Пифийских игр и получает главный приз Фонда «ПРО АРТЕ». Обладателя малого приза определяют музыканты eNsemble.

Идея Пифийских игр заключается в том, чтобы, во-первых, столкнуть композиторов на общем смысловом поле, предложить им соревноваться как в мастерстве, так и в парадоксальности и глубине осмысления заданной темы. Во-вторых – раскрыть саму тему с полнотой, недоступной отдельной личности, пусть даже очень творческой. В третьих – вовлечь аудиторию в активный и осознанный слушательский процесс. 

Концерт I (25 апреля 2014)
ИНТЕРЕСНОЕ КИНО

Музыка кино требует от композитора почти иллюстративной яркости. Видеоарт со звуком – совсем другое дело. Композиторы оказались перед выбором: идиоматичность саундтрека или интегральная часть мультимедийного целого?

Светлана Лаврова Земля – проводник  акустического резонанса
Видео: Яна Шестовских

Юрий Акбалькан 5.1.1 для семи синусоид
Видео: Юрий Акбалькан

Настасья Хрущева Три истории
Режиссеры: Александр Артёмов, Дмитрий Юшков.
Операторы: Фома Попов, Анастасия Дворецкая.
Актер: Евгений Сиротин

Дмитрий Тимофеев Задача о падающей кошке
Видео народное

Сергей Хисматов Концерт для видео и ансамбля 2013
Видео: Евгения Чайковская

Большой приз: Настасья Хрущева
Приз eNsemble: Настасья Хрущева

26 апреля 2014, 20:00
Концерт II
Пролеткульт. eNsemble-1920
Анархия, авангард, утопия, реакция – уроки музыкальной истории.
Пестрота российского музыкального ландшафта 1920-х годов поражает. За общественный вес и влияние, за власть в прямом и переносном смысле тогда боролись противоположные направления и тенденции – почти как сегодня. Авторам предлагается соотнести 2010-е и 1920-е и осознать себя в «демо-режиме» как потенциальных властителей умов.
 
Александр Хубеев (Пермь / Москва) Призрак антиутопии

Марина Полеухина (Санкт-Петебург / Москва) Part as part of parts. The glass

Кирилл Широков (Нижний Новгород / Москва) The only thing I have got is anything I have not got

Арман Гущян (Москва) Об-Л-ИК-И

Алексей Сысоев (Москва) Con pugno

Приз публики: Арман Гущян
Приз eNsemble: Алексей Сысоев

Биографии авторов и аннотации к сочинениям:

Светлана Лаврова (Санкт-Петербург) 
Окончила в 1994 Санки-Петербургскую государственную консерваторию, в 1996 ассистентуру-стажировку у проф. Владимира Цытовича. В 2001 стажировалась в Гаагской Консерватории у Мартайна Паддинга и Луи Андриссена. Принимает участие в международных фестивалях современной музыки, среди которых Gaudeamus в Амстердаме, молодежный композиторский фестиваль в Апельдорне, «Звуковые пути», «Московский форум», «Другое пространство». Участник Дармштадтских курсов 2008, где занималась у Брайна Фернихоу, Вольфганга Рима, Дьердя Куртага и Марко Строппа. 
Автор российско-немецкого молодежного проекта Wagner. Next generation, художественный руководитель и автор идеи фестиваля «Время музыки. Fin de siècle». Исследователь новой музыки в контексте философских проблем и междисциплинарных связей. В 2013 опубликовала книгу «Логика смысла новой музыки. Опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино».
Земля – проводник  акустического резонанса
Видео: Яна Шестовских
Новелла из фильма Джима Джармуша «Кофе и сигареты», которой посвящена пьеса – исследование неловких молчаний, затянувшихся пауз и повисшая в напряженном воздухе, резонирующая смертная скука.
Развивая мысль о том, что Земля – проводник акустического резонанса, мы сможем услышать друг друга, несмотря на все преграды, но слышим ли мы друг друга в действительности? Испытывая на прочность звуки и их источники, мы пытаемся выйти за пределы резонанса и постичь то, что находится по ту сторону, за рамками смысла слов, за пределами тишины.
Звук подобен зеркалу, резонанс – зазеркалью. Все является источником звука: чашка, нервно отодвинутая от себя, затяжка сигаретой, судорожное прихлебывание кофе. Воздушная среда необходима нам как звукопровод для речевой связи. Но все же – никакого развития, никакого продолжения, у нас есть лишь несколько минут, пока не кончится кофе и не погаснут сигареты.

Юрий Акбалькан (Санкт-Петербург)
Студент Cанкт-Петербургской государственной консерватории, класс проф. Сергея Слонимского. Участник летних семинаров под руководством Виктора Екимовского (2011 – 2012), нижегородских Курсов новой музыки (2013), фестивалей «Звуковые пути», Fin de siècle, «Экспозиция XXI», Opus 52, «Площадь искусств», филармонических проектов Open Door (Санкт-Петербург), «Живая дорожка» (Москва), а также различных проектов совместно с «ГЭЗ-21» иNewTonMusik. В разное время учился и принимал участие в мастер-классах Ольги Викторовой (Россия), Бориса Филановского (Россия–Израиль), Клауса Ланга (Австрия), Сергея Невского (Россия–Германия), Йоханнеса Крайдлера (Германия), Альфредо Коста Монтейро (Испания). Среди исполнителей – NoName-ensemble, ensemble recherche, Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль), МолОт–ансамбль.
5.1.1 для семи синусоид
Видео: Юрий Акбалькан
Сенсорная депривация. Визуальный ряд здесь нивелирован до однородной текстуры-рамки, в которую может быть вмещено любое воображаемое <…>. 
Происходящее таким образом отстранение, условное лишение зрительных ощущений, провоцирует более сложную организацию слуховой перцепции. 
“5.1.1.” означает структуру сигналов [пять аналоговых и стереопара цифровых синусоид], никаких дополнительных смысловых надстроек название не несёт.

Настасья Хрущева (Санкт-Петербург) 
Родилась в 1987. Идеолог сообщества «ARS BREVIS: кучка тленинградских композиторов» (с 2013). 
Три истории
Режиссеры: Александр Артёмов, Дмитрий Юшков.
Операторы: Фома Попов, Анастасия Дворецкая.
Актер: Евгений Сиротин
В музыкальном комментарии к трём увлекательным киноисториям композитор с помощью модуляций из си-бемоль минора в ми минор и другие далёкие тональности как бы намекает слушателю, что ученье – свет, красота спасет мир, а безумству храбрых поём мы славу. Славу мы поём.

Дмитрий Тимофеев (Санкт-Петербург)
Родился в Петербурге в 1983. Пьеса «Ангел» была отобрана в финал первого конкурса Фонда «ПРО АРТЕ» «Шаг влево». Участвовал в петербургском фестивале Tax Free и мюнхенском Junge Solisten, ISCM Music Days, в двух Академиях Московского ансамбля современной музыки АСМ в Чайковском, где занимался у Пьерлуиджи Биллоне, Франка Бедросяна, Клауса Ланга, Марка Андре и Дмитрия Курляндского. Писал для Московского фестиваля современной музыки «Платформа» (Москва, 2012). Мастер-классы у Энно Поппе, Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова. Музыку исполняли eNsemble и Московский ансамбль современной музыки, она звучала в России, Германии и США.
Задача о падающей кошке
Видео народное
«Долгое время думали, что одними внутренними усилиями свободное (ни на что не опирающееся) тело не может повернуться в пространстве. Между тем, кошка, несомненно, успевает во время падения повернуться так, чтобы упасть на лапки. Как же она достигает этого? Вот вопрос, над которым ломал себе голову не один ученый. Грациозный зверек заставил учёных глубже рассмотреть основы их науки и разрушил одно научное предубеждение, разделявшееся в течение целого столетия».
Я. И. Перельман (Журнал «Природа и люди» 1912 г. №42, под псевдонимом П. Сильвестров)

Сергей Хисматов (Санкт-Петербург) 
Родился в 1983 в Ленинграде. В 2013 – 2014 – резидент и стипендиат Villa Concordia Bamberg. Лауреат международных конкурсов Neue Toene (Германия), Hof Klang (Германия), Franz Josef Reinl-Stiftung (Австрия), Musique Bruitiste (Франция). Музыка исполняется в Германии, Нидерландах, Великобритании, Японии, США, Хорватии, Австрии, Белоруссии, России и на Украине. 
Концерт для видео и ансамбля 2013
Видео: Евгения Чайковская
Концерт написан для флейты, кларнета, двух ударников, двух скрипок, виолончели и видео. Процесс работы над концертом проходил в тесном контакте с видеохудожником из Украины.

Александр Хубеев  
Родился в Перми. В 2011 окончил Московскую консерваторию, сейчас ее аспирант (класс Юрия Каспарова). Лауреат международных конкурсов, музыка исполнялась в России, Германии, Франции, Италии, США, Голландии, Испании, на Украине и Кипре.
Среди исполнителей ансамблиIEMA, ExNovo, ALEPH, Vertixe Sonora, Uusinta, МАСМ, Студия новой музыки, Ансамбль Пекарского, ГАМ-ансамбль, eNsemble, Струнный квартет Cantando. Член Союза композиторов России. Композитор в резиденции ГАМ-ансамбля в 2011.
Призрак антиутопии
Пьеса воплощает идею антиутопии и ее внутреннее устройствао (или скорее становление). 
В исполнении широко задействованы сенсоры. Они часто используются в электронной музыке, однако здесь сенсоры – акустические. Их звуковая аура лежит в основе музыкального материала. Большое значение имеют и сами жесты, дающие импульс сенсорам: они не только выявляют взаимодействие солиста и ансамбля, но и выводят визуальное в отдельный пласт драматургии. Таким образом автор хочет выразить свое отношение к призрачности (или реальности?) антиутопии.

Марина Полеухина 
Композитор и импровизатор Марина Полеухина родилась в 1989 в Санкт-Петербурге. Училась в Санкт-Петербургской государственной консерватории у Светланы Лавровой, с 2011 – в Московской государственной консерватории у Владимира Тарнопольского.
Участница Курсов новой музыки в Дармштадте, академии IMPULS в Граце, Академии МАСМ в Чайковском, COURSE в Киеве. Финалистка конкурса Gaudeamus.
Занималась у Жоржа Апергиса, Пьерлуиджи Биллоне, Герхарда Штеблера, Франка Бедросяна, Сергея Невского, Георга-Фридриха Хааса, Дмитрия Курляндского, Клауса Ланга и др. С 2011 занимается импровизационной музыкой. В 2012  был создан дуэт [t] (с Кириллом Широковым); с Александром Чернышковым и Алексеем Сысоевым записан CD Puinen Neon Itku; выпущен релиз из сольных импровизаций и композиций на интернет-лейбле Pan y Rosas. В 2013 образован дуэт O I O (с А. Чернышковым).
Part as part of parts. The glass
Без чего – или с чем. 
Люди просто сидят. 
Пьеса с трудом находит точную длину. 
Паузы цепляются друг за друга, слушая себя. 
Все становится. 
Эпизод за эпизодом без точного назначения, 
без возможности продолжить себя.

Кирилл Широков
Родился в 1980. Импровизатор, композитор и исполнитель. Учится в Московской государственной консерватории у Владимира Тарнопольского. Куратор и со-куратор различных музыкальных и интердисциплинарных мероприятий. Участвовал в первой Академии Московского ансамбля современной музыки, Летних курсах в Школе новой музыки в Нижнем Новогороде. Участник мастер-классов, автор и соавтор нескольких релизов в сети и на CD.
The only thing I have got is anything I have not got
В пьесе использованы две модели взаимодействия нотного материала и музыкантов, солист действует по одной, музыканты ансамбля по другой модели. Каждая из них предполагает известную неструктурированность на микроуровне, а обе вместе – неструктурированность интеракции, поскольку нет дирижёра, чья энергия и воля могли бы объединить целое. Исполнение оказывается исследованием индивидуальных энергий; все они ограниченны, кроме солиста, который действует не столько над ансамблем, сколько вне ансамблевых правил. Скрепление элементов происходит снизу, с помощью простой саунд-инсталляции. Система авторитарных отношений опрокидывается, обретая родство с анархическими идеями.

Арман Гущян 
Окончил Московскую консерваторию. Стажировался в Базеле и Дрездене. Был лауреатом стипендий Швейцарской конфедерации, Германской службы академических обменов DAAD. В 2008-2013 гг. преподавал в Московской̆ консерватории. Среди исполнителей – Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, Ensemble Phoenix Basel; Государственный оркестр им. Светланова, Базельский симфонический оркестр, Дрезденский филармонический оркестр; дирижёры Юрг Хеннебергер, Юрьен Хемпел, Эккехард Клемм. Сотрудничает с БCО и Владимиром Федосеевым.
Об-Л-ИК-И
«Очищайте площади от обломков старого, ибо выдвинутся храмы нашего лика» – так говорил Казимир Малевич.
Сложно найти в истории время более перенасыщенное еще живущим наследием прошлого и одновременно революционным духом нового века и нового человека. Но с расстояния нашего времени множественность «ликов» этого бродящего времени предстает как нечто единое – единый лик трансформации духа.

Алексей Сысоев
Родился в 1972 в Москве. Закончил Московский колледж импровизационной музыки, после чего длительное время концертировал как джазовый пианист. Принимал участие в различных джазовых, электронных и экспериментальных проектах. В 2003-2008 – студент Московской консерватории, в 2008-2011 – аспирант. Сочинения исполнялись в концертах и на фестивалях в России, Украине, Германии, Франции, Голландии, Австрии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Словении, Сербии, Хорватии, Польше, Японии.
Автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Филиппа Григорьяна, Вадима Захарова. В 2013 стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора в музыкальном театре.
Con pugno
Тело — гибкая пружина,
Страсти — пламя горна.
Перенял я у машины
Быть во всем упорным. 
(из «Песен труда» В. Александровского)



Стоимость входного билета 400 руб. Билеты в кассе Новой сцены Александринского театра.
Справки о проекте: +7 (812) 2330040
www.proarte.ru, www.alexandrinsky.ru


Первый концерт eNsemble состоялся в январе 2001 года. На момент создания коллектив был единственным ансамблем современной музыки в Санкт-Петербурге. eNsemble – участник ежегодных состязаний композиторов «Пифийские игры», молодежного конкурса «Шаг влево», петербургских фестивалей европейской музыки (Голландский сезон, New Nordic Music в Петербурге, Американский сезон, Французский сезон и др.), современных оперных постановок. За 13 лет существования ансамблем было сыграно более 250 премьер новой музыки. В составе коллектива музыканты ведущих петербургских оркестров. 
Дирижер Федор Леднев, художественный руководитель Борис Филановский.

Пифийские игры проводятся с 2002 года. Всего за время существования Игр было создано 93 новых сочинения. В проекте приняли участие 56 композиторов. Победителями Игр были авторы: Анатолий Королев (Санкт-Петербург), Софья Левковская (Санкт-Петербург), ТПО «Композитор», Татьяна Сергеева (Москва), Сергей Невский (Москва / Берлин), Валерий Воронов (Минск / Кельн), Юрий Красавин (Санкт-Петербург), Владимир Николаев (Москва), Владимир Горлинский (Москва), Кузьма Бодров (Москва), Владимир Попов (Санкт-Петербург), Антон Светличный (Ростов-на-Дону), Алексей Сюмак (Москва), Настасья Хрущева (Санкт-Петербург), Арман Гущян (Москва).

Темы Пифийских Игр 2002 – 2011: 

2002, Белый зал Мраморного дворца Государственного Русского музея
Гляделки. Формулы» Павла Филонова 
Война с поэзией. Русские духовные стихи из собрания Бессонова 

2003, Малый зал Санкт-петербургской Филармонии имени
Дада.ру. Музыка на русские заумные стихи 
Па де Миф. Музыка к воображаемому балету на мифологический сюжет 

2004, Учебный театр «На Моховой»
Число. Приношение Пифагору 
opeRace. Старые оперы на новый лад 

2005, Центральный музей связи имени А.С. Попова
Ничего святого. eNsemble имеет традиции 
Элементы. Стихии eNsemble 

2006, Центральный музей связи имени А.С. Попова
До мажор. Musica falsa 
Небольшие трагедии. eNsemble мимо Пушкина 

2007, Центральный музей связи имени А.С. Попова
Родная речь. Шум и ярость eNsemble 
Испорченный телеграф. eNsemble помех 

2008, Центральный музей связи имени А.С. Попова
Футурологический конгресс. eNsemble в будущее 
Сон разума. eNsemble рождает чудовищ 

2009, Учебный театр «На Моховой»
Что делать? 

2011, Центральный музей связи имени А.С. Попова
Тихий час. eNsemble прислушивается
Дансинг. eNsemble in the Dark


Направление:  Музыка
Проект:  «Пифийские игры»2 / eNsemble / «Пифийские игры»

Фотоотчет



Возврат к списку

Календарь

<< Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Подписка