| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Cобытия

Ежегодно Фонд «ПРО АРТЕ» организует около 250 событий. Лекции, мастер-классы, выставки, концерты, конференции и творческие встречи проводятся не только в залах ПРО АРТЕ в Петропавловской крепости, но и в музеях, галереях, концертных залах и библиотеках Петербурга. Многие события проходят в Москве, Красноярске, Петрозаводске, Выборге и других российских городах.
 

Поддержать ПРО АРТЕ

Встреча-семинар немецких и петербургских музейных профессионалов. ПОСТ-РЕЛИЗ

18.04.2016

Встреча-семинар немецких и петербургских музейных профессионалов. ПОСТ-РЕЛИЗ

Встреча-семинар немецких и петербургских музейных профессионалов

18 апреля 2016 в Фонде «ПРО АРТЕ» в рамках международной программы музейных обменов «Музейный десант» прошла встреча петербургских и немецких музейных профессионалов.

Программа «Музейный десант» организована Благотворительным фондом В. Потанина и Фондом Роберта Боша в партнерстве с Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ» и Гете-Институтом в Берлине при участии Государственного центра современного искусства и при поддержке Министерства культуры РФ.

Представители десяти музеев из Берлина, Дюссельдорфа, Штутгарта, Оснабрюка, Висбадена и Дрездена рассказывали своим коллегам из России о своих музеях и образовательных проектах, делились опытом работы с разными аудиториями.

Открыла выступления немецких участников Д-р Диана Дрессель (Dr. Diana Dressel) – руководитель отдела образовательных программ Еврейского музея в Берлине. Она выделила основные темы, вокруг которых организованы их программы. Этих тем три – разнородность немецкого общества, религия и история немецких евреев. Участвуют в программах музея люди разных возрастов и исповеданий. Также в музее действуют академические программы по двум направлениям – «Миграция и разнообразие общества» и Еврейско-исламский Форум.

Д-р Клаудиа Геммеке (Dr. Claudia Gemmeke) – руководитель отдела «Форум» Городского музея Берлина – в своем выступлении особо отметила семью как наиболее важную целевую группу музея. «Мы организуем для семей различные мероприятия, подвигаем их к тому, чтобы они больше времени проводили вместе, занимались творчеством, приобретали новый интересный опыт». Возможности для этого у Городского музея Берлина  огромны. Этот музей – крупнейший культурно-исторический центр, в него, в частности, входит музей под открытым небом в деревне Дюппель – реконструированное средневековое селение с жилыми домами, хранилищами, мастерскими, полями и садами, который также является всемирно известным центром экспериментальной археологии. Д-р Геммеке также отметила, что в музее много работают со школьниками, сотрудничают с учебными заведениями, в которых большинство учеников – дети из арабских семей. «Наша задача состоит не в том, чтобы проводить уроки по истории. Этим занимаются в школе. Наша задача – помочь ребятам научиться критически мысль, смотреть на  этот мир широко открытыми глазами».
 
Эту же мысль высказала и Астрид Лембке-Тиль (Astrid Lembcke-Thiel) – руководитель отдела  образовательных проектов Музея Висбадена. «Мы создаем возможности для того, чтобы наши посетители приобретали новый интересный опыт. Программы музея нацелены на то, чтобы развивать у подрастающего поколения различные компетенции, мотивировать их на то, чтобы задавать больше вопросов». Г-жа Лембке-Тиль также отметила, что именно такое отношение к образовательным программам позволит музею «оставаться местом, куда будут приходить люди». «Воплощать в жизнь интересные образовательные программы нам помогает богатая коллекция искусства ХIХ–XX веков, собранная в музее». Всемирную известность Музей Висбадена приобрел благодаря выдающемуся собранию экспрессионистов, в коллекции музея – самое крупное в мире собрание художника-авангардиста Алексея Явленского.
 
Юлия Хагенберг (Julia Hagenberg) – руководитель отдела образовательных программ Художественного собрания земли Северный Рейн-Вестфалия – рассказала о программе «Лаборатория», которая проводится в их музее. Участвовать в этой программе приглашают молодых художников, а посетителям предлагают стать частью выставки. Г-жа Хагенберг рассказала о проекте, где посетители могли распечатать свой образ на 3d-принтере и так войти в экспозицию. «Эта выставка помогла посмотреть на искусство с другой стороны. Если обычно музей коллекционирует арт-объекты, то в данном случае мы «коллекционировали» посетителей». В другом ярком образовательном проекте, о котором рассказала г-жа Хагенберг, музейными экспертами выступили школьники. Ребята полностью подготовили выставку для музея, организовали ее открытие и произнесли официальные речи. «Нам было интересно объединить то, что занимает ребят в обычной жизни, и опыт, который они могут получить в музее. В итоге произошел интересный взаимообмен, ребята начали связывать себя с музеем, гордиться своим участием в проекте».

О своих творческих проектах рассказал и директор Музея Щёлерберга (Музея естественной истории Оснабрюка) Норберт Нидерностхайде (Norbert Niedernostheide). В первую очередь – о постоянной выставке музея «Мир под нашими ногами». Это необычная экспозиция-исследование: посетители спускаются под землю, чтобы почувствовать на себе, что это значит – быть существом, которое живет под землей. Г-н Нидерностхайде также рассказал об объединении экологических музеев, которые они создали в Оснабрюке, и выставках, которые совместно организуют. В частности, вместе с зоопарком они сделали интерактивную выставку подземного зоопарка. Главными целями своих образовательных программ директор Музея Щёлерберга видит, во-первых, традиционное музейное образование, а, во-вторых, заострение внимания на вопросе об устойчивости экологической системы. 

На встрече выступила Юлия Пагель (Julia Pagel) – генеральный секретарь Сети европейских музейных организаций, которая объединяет около 30 тысяч музеев Европы. Она рассказала о нескольких важных направлениях своей работы. «Большой акцент мы делаем на организации обучения для музеев. Мы исходим из той мысли, что союз музеев тем сильнее, чем сильнее музеи, входящие в него. И поэтому у нас регулярно проводятся международные мастер-классы, касающиеся менеджмента музеев, вебинары для музейных профессионалов, создаются рабочие группы для проработки какого-то вопроса». Г-жа Пагель отметила также, что они взаимодействуют с государственными структурами, лоббируя интересы музеев. «Мы хотим, чтобы законодатели на национальном и европейском уровнях осознали и продвигали роль, которую музеи играют в вопросах образования. Мы также доносим мысль и до музеев, что хороший музей – тот, который максимально использует свой образовательный потенциал. Он готов учиться, готов переосмыслить свою социальную роль, готов к сотрудничеству».

Д-р Карола Руппрехт (Dr. Carola Rupprecht), возглавляющая отдел образовательных программ Музея гигиены Германии в Дрездене, и Клаудиа Шмидт (Claudia Schmidt), руководящая отделом образовательных программ Государственных художественных собраний Дрездена, особо отметили в своих выступлениях программы для людей с особенностями развития и мигрантов. «Сейчас мы работаем над тем, чтобы все выставки, мастер-классы, чтения, театральные представления, которые проходят в нашем музее, стали доступны для людей с ограничениями здоровья. Мы также видим наш музей площадкой для обсуждения острых вопросов в обществе, в частности – вопроса о беженцах», - сказала д-р Руппрехт.  Г-жа Шмидт рассказала о развитии инклюзивных программ в своем музее. Среди них – создание буклетов с упрощенным текстом для людей с задержкой в развитии, 3d-версия «Сикстинской мадонны» небольшого формата, которую могут пощупать незрячие люди и так познакомиться с творением Рафаэля.

Д-р Маике ван Рейн (Dr. Maaike van Rijn), куратор отдела истории искусства и культуры Государственного музея Вюртемберга, продолжила тему работы музея с особыми группами посетителей. Она рассказала о создании специальных экскурсий для мигрантов, пожилых людей, людей с ограничениями здоровья. Она также рассказала о практике музея устраивать день открытых дверей для посетителей, когда они могут попасть в архивы музея, познакомиться с тем, как живет музей за границами выставочных площадок. Такая практика «позволяет аудиторию сделать частью музея». 

Выступления немецких гостей завершились презентацией руководителя образовательного отдела Дома-музея Вилли Брандта в Берлине Д-ра Марен Цизе (Dr. Maren Ziese). Г-жа Цизе рассказала о проекте «Сближение берегов» (Bridge the Gap), который был организован при поддержке дома-музея. В этом проекте немецкие студенты и молодые люди из числа беженцев, проживающих в Берлине, фотографировали друг друга. Через снимки обычной жизни этих «двух берегов» – встречи, общение, домашние дела, семьи – фотографы-любители показывали, как  много у них общего.

Во время встречи с немецкими коллегами состоялись презентации Петербургских музейных фестивалей: Ночь музеев, Детские дни в Санкт-Петербурге, Современное искусство в традиционном музее, Петербургская биеннале музейного дизайна.

Презентации музеев и программ закончились открытым обсуждением в формате круглого стола. Российские и немецкие участники рассказывали о том, как они решают вопросы профессиональной подготовки музейных специалистов и смены поколений в музейной профессии, как выстраивается работа с волонтерами и развиваются программы для людей с особенностями развития.

Программа недельного пребывания группы включает в себя встречи немецких гостей с представителями музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода.

Программа «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина направлена на знакомство с новыми направлениями и подходами в сфере музейной деятельности и образования, продвижение новых профессиональных стандартов, а также укрепление партнерских связей внутри профессионального мирового музейного сообщества.


Фотоотчет



Возврат к списку

Календарь

<< Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Подписка